Плановая и высотная основа съемки железнодорожных станций — геодезия

Опубликовано: 11.02.2019

Число и место расположения опорных точек для съемки раздельного пункта зависят от его размера .

Если он небольшой (остановочный пассажирский пункт, разъезд, обгонный пункт или малая станция с незначительными по размеру грузовыми или пассажирскими операциями), то опорная сеть назначается в виде хода (магистрали), располагаемого по оси главного пути или лучше параллельно ему по междупутью на протяжении всей длины пункта, начиная и кончая его за 100—50 м от входных стрелок в стороны перегона, а при отсутствии стрелок от конца платформ.

Если станция расположена на кривой , то опорный ход разбивают по ломаной линии, располагая вершины углов поворота посередине междупутий не ближе чем через 100—200 м друг от друга.

Выбранное расположение точек вершин углов надо согласовать с представителями электросилового хозяйства и службы связи, чтобы при закреплении углов не повредить подземных кабелей.

Опорный ход закрепляют на прямой через 200, а на кривой (по ломаной линии) через 100 или 200 м в зависимости от радиуса кривой: при радиусе до 1000 м — через 100 м, а более 1000 м — через 200 м.

Закрепление опорных пунктов

Закрепление опорных пунктов делается чаще всего обрезками газовых или водопроводных труб или рельсовыми рубками длиной 1 м. На начальной и конечной точках хода и на оси станции обрезок трубы закрепляется двумя массивами из бетона марки 1:3:6 размером каждый 30 х 30 х 15 см, заготовленными заранее.

Эти массивы имеют отверстия посредине и закапываются в землю или балластный слой на 0,5 м (рис. 52):

После плотной укладки одного массива через отверстие в нем вбивается в землю труба так, чтобы верх ее был ниже поверхности земли на 0,18—0,20 м, т.е. выше нижнего массива на 0,16—0,17 м.

Трубу закрепляют в массиве цементным раствором; затем ставят на первый массив второй и также закрепляют его на трубе раствором. Верх трубы должен быть выше массива на 1—2 см.

После привязки к трем местным предметам опорную точку закапывают землей.

Схему расположения местных предметов относительно опорной точки заносят в абрис.

При съемке станции, имеющей ширину между крайними путями или зданиями и сооружениями более 100 м, опорную сеть создают из нескольких ходов, располагая их, как правило, параллельно друг другу на расстоянии 50—100 м друг от друга.

Через 400— 500 м по длине продольные ходы соединяют, как правило,перпендикулярными к ним поперечными ходами, в результате чего образуется несколько сомкнутых ходов.

Ходы эти нужно располагать вблизи путей и сооружений по междупутьям, по краям дорог и во всяком случае по ровному, удобному для измерений месту. Закрепление вершин углов поворота в этом случае производится, как описано выше; в бетонные массивы закладывают обычно три-четыре точки по концам станции и одну на оси станции.

Опорная сеть

Измерение длин сторон опорной сети производится стальной лентой или тросом Лукерьина, если линия оборудована автоблокировкой.

Перед началом измерения длин выносят на основную магистраль (базис) ось станции и полученную точку пересечения магистрали с осью станции принимают за начало счета длин по магистрали.

Ось станции

За ось станции принимают обычно перпендикуляр к оси главного пути, проходящий через середину длины пассажирского здания (симметричного), измеренной по фасаду его со стороны путей.

Иногда если по фасаду выделен особо главный вход в вокзал, то ось станции проводят через середину этого входа. Чтобы найти точку пересечения оси станции с магистралью, сначала определяют путем точных промеров середину длины пассажирского здания.

Затем из точки, расположенной приблизительно на искомой оси, восстанавливают перпендикуляр к магистрали (параллельной оси главного пути) в сторону пассажирского здания.

Заметив точку пересечения перпендикуляра со стеной, измеряют до нее расстояние от середины длины здания. Полученное расстояние нужно отложить от теодолита в соответственном направлении по магистрали и в этом месте закрепить точку.

Измерение длин сторон опорной сети производится дважды.

Разность между двойными измерениями не должна превышать 1:2000 длины стороны.

Измерение всех углов магистрали производится теодолитом с точностью верньера 1′ или 30″ одним полным приемом, со сдвижкой лимба на 90° между полуприемами.

В тех случаях, когда у вершины угла сходится больше двух сторон, надлежит измерять углы круговым приемом, наводя трубу последовательно на все стороны, сходящиеся у угла, и заканчивая наведением на начальную сторону.

Пример измерения углов в этом случае приведен в таблице на рисунке:

Записи велись в обычном угломерном журнале. Измерение углов сделано между тремя сторонами, сходящимися у вершины 6 от вершин 5, 12 и 7.

Наводилось при круге право сначала назад на вершину 5, затем на вершины 12 и 7, вращая алидаду против хода часовой стрелки, и, наконец, вновь на вершину 5 (вращая алидаду также против хода часовой стрелки).

Получилась разница в отсчетах на 0,5.

Между направлениями вычислены углы. Затем труба была повернута через зенит, а лимб сдвинут примерно на 90°. Для удобства расчета углов направления визирования записаны в том же порядке, как в первом полуприеме, но первое наведение сделано на вершину 5 и записано в нижней строке и далее, вращая алидаду по ходу часовой стрелки, на вершины 7, 12 и вновь на 5.

Разность отсчетов на эту вершину опять получилась допустимая. Вновь рассчитаны углы, как выше. При вычислении средних углов из 1-го и 2-го полуприемов их одновременно исправляют в пределах долей минут так, чтобы сумма углов составила 360°.

Высотная основа станции

Если, кроме плана станции, требуется также получить поперечные или продольные профили вытяжек, парков или горок, то необходимо создать также высотную основу станции. Для этой цели до начала нивелирования нужно заложить реперы.

Закладка реперов

Их следует располагать предпочтительно на устоявшихся сооружениях вне железнодорожных путей, например на каменном цоколе жилого дома, клуба и т.п.

Менее желательно располагать их на ж.-д. мостах, водонапорных башнях, депо, пассажирском здании и т.п., поскольку они подвергаются сотрясениям от прохода поездов. Реперы надо закладывать через 1 км и не менее двух на каждой станции.

Если репер закладывается в цоколь здания, то нужно следить за тем, чтобы на высоту до 3 м над репером не было выступов, препятствующих вертикальной установке рейки.

Для репера в кладке вырубается зубилом отверстие, в которое заделывается на цементном растворе железный стержень или костыль с выступом 2—3 см.

Можно репер устраивать и в грунте на рельсовой рубке, как показано на рис. 53:

Бетонная подушка размером 0,4 х 0,4 х 0,3 м должна быть ниже глубины промерзания грунта на 0,5 м.

В качестве вспомогательных реперов могут быть использованы трубки, забитые в вершинах углов плановой опорной сети.

Закладка реперов должна быть закончена за одни сутки до начала нивелирования.

§