Современный русский язык: Образование деепричастий

Опубликовано: 06.11.2018


201.

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида , как правило, образуются от основы настоящего времени посредством суффикса -а(-я): сверка-ют - сверка-я, грем-ят - грем-я, стуч-ат - стуч-а . В отдельных случаях (от глаголов несовершенного вида с суффиксом -ва-: давать, сознавать и со связанной основой, например отставать ) эти деепричастия образуются от основы неопределенной формы: выдава-ть - выдава-я, отстава-ть - отстава-я . Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов: 1) с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут и т.п. (исключение: мчаться - мчась ); 2) с основой на г, к: бегут, текут и т.п.; 3) с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопределенной формы на з, с, cт, х: мажут - мазать, пишут - писать, хлещут - хлестать, пашут - пахать ; 4) с суффиксом -ну- . Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить . Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и т.д. Уникальными для литературного языка являются деепричастия - будучи, крадучись : [Гений] будучи оригинальным, в то же время и общ е е таланта (Бел.); Я лежал в это время на полатях и, крадучись от деда, читал увлекательную книгу (Гладков). Деепричастия на -учи (-ючи) имеют архаичный характер и являются средством стилизации под народную речь: Никого не осуждаючи , он одни слова утешные говорил мне, умираючи (Н.).



Жизнь и творчество Баха


С 19 века и вплоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. Величайший композиторизвестен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к "серьезному" искусству. С одной стороны, творчество Баха является неким итогом. Композитор опирался на опыт предшественников. Он отлично знал хоровую полифонию эпохи Возрождения, немецкую органную музыку, особенности итальянского скрипичного стиля. Он тщательно знакомился с новым материалом, разрабатывал и обобщал накопленный опыт. С другой стороны, Бах был непревзойденным новатором, который сумел открыть новые перспективы для развития мировой музыкальной культуры. Творчество Иоганна Баха оказало сильнейшее воздействие на его последователей: Брамса, Бетховена, Вагнера, Глинки, Танеева, Онеггера, Шостаковича и многих других великих композиторов.

Творческое наследие Баха

Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Более того, встречаются такие сочинения, масштабы которых являлись исключительными для того времени. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:

Органная музыка. Вокально-инструментальная. Музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других). Музыка для инструментальных ансамблей.

Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. Кетенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.