Водный поход. Категории сложности рек |

Опубликовано: 24.10.2017


Международные стандарты оценивания водных походов составляют шесть категорий и относятся только к бурным сплавным рекам.

Категория I :  Водные походы данной категории представляют собой реки с небольшим течением и совершенно несложными переходами. Опасность на таких тихих реках могут представить спортсменам только внезапная мель или выступающие камни – валуны.

Категория II: включает в себя реки с умеренно сложными препятствиями, такими как незначительные «сливы» и «бочки», а так же там, где поток реки немного ускоряется.

Категория III: сложные реки с высокими и беспорядочными валами, большим числом встречающихся подводных камней и других значительных препятствий. Необходимость в данном водном походе умения профессионально маневрировать, обходя «бочки» и «сифоны».

Категория IV : сложные реки с непредсказуемыми препятствиями, мощным потоком и сложными порогами. При водном походе данной категории следует уметь профессионально маневрировать, обходя «бочки» и «сифоны», а так же следует совершить предварительный просмотр пути по реке.

Категория V:  чрезвычайно сложные реки, пороги которых могут включать в себя водопадные сливы, трудные для прохождения шиверы и бочки, а так же совершенно узкие проходы. Данная категория прохождения некоторых участков такой бурной реки может нести огромный риск и опасность для жизни.

Категория VI: бурные реки верхнего предела проходимости. Ошибки здесь могут стоить жизни – препятствия на таких реках проходят либо те, кто умеет красиво рисковать, либо участки так и остаются не пройденными.

Сложность реки (водного похода) зависит от изменчивых обстоятельств природы: уровня воды, засоренности брёвнами после наводнения и пр. Поэтому при присвоении той или иной категории для реки определяются те сложные или простые отдельные участки, которые могут получить своё описание.

Например, сложность того или иного порога на реке указывается в виде индекса. Что бы характеристика реки была более точной, в некоторых случаях употребляется сочетание той или иной категории или половина одной: III+, IV– или III–IV. Поэтому, даже ориентировочно указывая сложность сплавных рек , международная шкала включает в себя три простых и эффективных критерия:

определение препятствий; линии движения; безопасность при последствиях сложного прохождения.

На реку! Водный туризм, походы на байдарках



  Река Пра, одна из красивейших водных артерий средней полосы России, очень привлекательна для проведения водных походов и сплава на байдарках. Пра протекает по живописной территории Мещерской низменности, беря свое начало из Великих озер рядом с городком Спас-Клепиики и впадая в Оку в тридцати километрах выше города Касимов.
  Начать сплав по реке Пра можно в районе поселка Тюрвищи на правом берегу протоки между Великими озерами, на пляже у свай бывшего моста шоссе Москва - Касимов. В этом случае значительная часть маршрута будет проходить по озерам с заболоченной береговой линией, на которых число мест для стоянки ограниченно. Большинство групп стартуют в райцентре Спас- Клепики.
   Самое близкое от автостанции Спас-Клепиков место для стапеля находится возле автомоста, однако там много мусора, а чистое место для сборки байдарок и спуска их на воду- это пляж ниже по течению, в двухстах метрах от автостанции.В этом месте к туристам могут подходить "представители" национального парка "Мещерский" и требовать предъявления разрешений либо оплаты.  Подробно о ситуации с пребыванием туристов на территории парка Мещерский и Окского заповедника и возможном вымогательстве читайте специальный материал.
  Участок от Спас - Клепиков до деревни Борисово самый "населенный" на Пре. Правый берег на этом участке представляет собой заросли кустарника, за которым простираются заливные луга и болота. По левому берегу кусты чередуются с полянами и пляжиками, а также небольшими сосновыми лесами, активно посещаемыми жителями окрестных населенных пунктов.
  Перед мостом между деревнями Борисово и Макарово накопилось много топляка, проход под ним затруднен. В 2014 году можно было пройти в двух левых пролетах или протиснутся в крайнем правом. Не исключена ситуация, при которой в ближайшие годы у моста образуется непроходимый завал. 

   После Макарово Пра течет по более симпатичной равнинной местности с редкими молодыми соснами и березками. Обрывистые берега здесь невысоки и возможны экстренные стоянки (дрова придется поискать). Небольшой лесной участок после деревни Подгорье (Мельница) быстро сменяется зарослями трав и кустов по берегам и только через некоторое время после промелькнувшего по левому берегу Взвоза к берегам приближаются сосновые леса. Появляются первые удобные и оборудованные стоянки. По правому берегу они в основном байдарочные,  по левому берегу все стоянки на этом участке раньше активно использовались для автопикников, но из-за того, что лесниками была углублена канава, пересекающая подъездную дорогу, теперь только редкий внедорожник доезжает до берега Пры.
   Перед самой Заводской Слободой стоянки по правому берегу по-прежнему населены автомобилистами. Большинство пролетов под бетонным мостом в Слободе завалено, проход сохранился возле правого берега. После бетонного моста на левом берегу перед домами отличный пляж, а на правом места для экстренных стоянок.