В маленьком посёлке на морском северном берегу живет человек с мутными глазами. Он постоянно пьёт и матерится, работает не поймёшь где. Живет с сожительницей. Она его вроде любит, но, не задумываясь, отдаётся заезжему москвичу. Кстати, единственному другу своего сожителя. Друг пользует её тоже, не задумываясь — такая у них «настоящая мужская дружба». В Церковь «мутный человек» не ходит и не верит, похоже, ни в Бога, ни в чёрта. Однако лишь только начинают на него валиться житейские неприятности, зажимает около сельпо местного батюшку. И почему-то орёт, отхлёбывая водку из горлышка: «Ну, где твой Бог?!». Хотя какое отношение к нему, безбожнику, должен иметь Господь? А потом его сажают в тюрьму за убийство упомянутой сожительницы. На Иова Многострадального этот крендель не то, что не тянет, а рядом не стоял. Получает по заслугам. И на месте хибары, где он пропивал свою жизнь, строят храм.
Вот, собственно, краткий сюжет кино с названием «Левиафан». Настолько же пошлого и бездарного, сколь и раскрученного из-за своей исключительной «чернушности». Фильм получился дрянненьким и мелким, потому что в нём есть претензия на жизненную правду, а самой правды нет. Мудра поговорка «Мир не без добрых людей», но они в этом кино напрочь отсутствуют. И это создаёт атмосферу сплошной лжи. Оболганы здесь все: и простые жители поселка, и начальство всех сортов, и Российская власть в целом, и Православная Церковь. Фильм снят с такой ненавистью ко всему отечественному, что, пожалуй, ещё долго будет получать всякие западные премии.
Откуда эти ненависть и злоба? Почему сваливший в Канаду исполнитель главной роли актёр Серебряков высокомерно называет бывшую Родину «рабской страной» (при этом философски оправдывая в интервью «Известиям» свою эмиграцию московскими пробками: «Когда сидишь 5 часов на жо.. в машине и думаешь: да, бл…!»)? Почему неплохой режиссёр Звягинцев мастрячит за госсчёт такую злобную чушь (а ведь он, конечно, читал стихи Тютчева, где великий поэт учит, как творец должен любить «эти бедные селенья»)? Кто извинится перед жителями посёлка Териберка, где снимался фильм? Они ведь уже назвали сей опус оскорбительным для себя. А Мурманская губернаторша Марина Васильевна Ковтун старается сейчас по многочисленным просьбам мурманчан запретить в регионе показ «Левиафана». Левиафан — это же сатана, воплощённое зло и жители города-героя Мурманска резонно сомневаются, что он обитает именно в их регионе (да, пытался залезть во время войны, когда на Мурманск фашисты сбросили 185 тысяч бомб, почти как на Сталинград, но отбились северяне).
Много можно недоумевать по поводу «Левиафана». Но я не киновед, и интересует меня в принципе один только вопрос. Почему в этом кино, оскорбляющем нашу власть и Православие, снялся в хамской роли архиерея, оскорбляющей Церковь, главреж Самарского Академического театра Драмы Валерий Гришко? Получающий от этой власти (из Самарского бюджета) очень не плохое содержание. Вот такая она, наша Самарская либеральная творческая интеллигенция. И денежку у тебя возьмёт и жиденько обкакает. Крутятся болезные, как могут. Крученые они. А именно так — «крученый» — переводится с иврита слово «левиафан».
Хочу напоследок заметить, что от выходок безумных французских Шарли есть и практическая польза добрым русским людям. Теперь и у нас торжествует свобода на выражение своего творческого мнения. Артист-бюджетник Гришко, отрастив бороду, самовыразился в адрес русского Православного Епископата. А я, соответственно, имею право выразиться в его адрес, и назову его, пожалуй, левиафаном? Хотя, нет, на левиафана не тянет. Лучше, наверное, просто — не шибко грамотным, беспринципным и очень не любящим Родину совком. В общем, правильнее всего будет — этакой быдлятиной, рядящейся в тогу интеллигента.
Депутат Самарской губернской думы Дмитрий Сивиркин.