Фоторепортаж из театра, который считается одним из самых красивых в России
27 марта во всем мире любители прекрасного отмечают Международный день театра. Корреспонденты progorodsamara.ru не остались в стороне от этого культурного события и отправились в Самарский академический театр оперы и балета — один из самых масштабных и красивых в стране.
Согласно Станиславскому — театр начинается с вешалки. Поэтому и мы стартуем с гардероба. Все обустроено так, чтобы гостям было комфортно. Есть даже места для переодевания, где зрители могут поменять свой костюм на вечерний — если вдруг зритель не успел надеть костюм или вечернее платье дома, то он спокойно может сделать это здесь. Поскольку искусство должно быть доступно всем — в театре установлены специальные подъемные лифты для инвалидов.
Гардеробщиков в театре 11. Такое количество помогает зрителям избежать ненужных очередей. Не приходится сомневаться в том, что с одеждой любого гостя сотрудники обращаются очень аккуратно и бережно.
Запуск зрителей начинается в 17-30 — за час до начала спектакля. На входе их встречают администраторы, которые всегда готовы помочь советом, а также предложить программку с информацией о мероприятии.
Первое дело зрителя — купить билет. В САТОБе работает 18 капельдинеров, каждый из которых приходит за 2 часа до начала спектакля. Старший администратор проводит планерку, где обсуждаются общие организационные моменты.
К слову о билетерах — коллектив у них очень дружный. Мы стали невольными свидетелями того, как поздравляют одну из сотрудниц. Женщину наградили не только теплыми словами, но и цветами плюс памятным подарком.
Плохое зрение — совсем не повод отказываться от похода на оперу или балет. Людям с этой проблемой сориентироваться помогут тактильные схемы, установленные на всех зрительских ярусах.
Теперь проследуем ближе к сцене. Великолепный зал вместимостью около 1000 мест — гордость театра. Если не всегда, то достаточно часто, он заполнен на 100 %. Загруженность ниже 70 % не допустима — ее тут и не бывает. Та же история и с малым залом, тем более там мест меньше — 180.
Примечательно, что многие самарцы выбирают места не в партере, а на балконе. Связано это отнюдь не с ценой на билеты, а с обзором. С высоты видна вся сцена и все передвижения артистов, что в балете, например, немаловажно.
Самарский театр оперы и балета обладает большой глубиной сцены — 15 метров, что позволяет режиссерам и постановщикам «развернуться» в своих проектах. Грандиозности спектаклям добавляет и динамичность сцены — она может трансформироваться, поднимаясь и опускаясь на разные уровни.
Чтобы тщательно помыть сцену большого зала — а перед каждым мероприятием это обязательно — требуется 10-15 ведер воды. Об этом нам рассказала старейший работник театра, 75-летняя Лариса Белоусова. В Оперном она уже 50 лет, 20 из которых танцевала в балетной труппе. Есть у нее свои партии и сейчас — в оперетте «Сильва», например.
Покрытие сцены деревянное. Во время балета стелется балетный линолеум — белый или темный, зависит от ситуации.
— Сколько себя помню — я здесь работаю. Устроилась в театр еще до ремонта — в 60 годах прошлого века. До 1995 танцевала, а сейчас мою сцену. Но и танцы я не бросила — приходите посмотреть на меня в «Сильве», — рассказывает Лариса.
Большая ответственность в театре лежит на людях которые работают со сценическим оборудованием. Над сценой в разных углах зала расположено 58 штанкетов, которыми управляют при помощи специального аппарата.
— Мои рабочие инструменты — планшет и пульт. На них все зафиксировано. Все действия нашей команды во время спектакля взаимосвязаны, — объясняет Сергей Трофимов — оператор пульта управления декорациями.
За исправную работу световых проекторов отвечают 4 осветителя. Как говорит один из них — Олег Бородин — главное в этой работе не волноваться и не бояться высоты. Ведь иногда приходится действовать достаточно рискованно.
Вообще, техническая составляющая в каждом спектакле достаточно большая. Это и свет, и декорации, где-то даже звук. Поэтому в театре есть специальные технические помещения, в которых работают дежурные службы, электрики. Ведь от непредвиденных ситуаций никто не застрахован, и опытный специалист всегда должен быть рядом.
Монтаж — еще один обязательный пункт, который нужно проверять перед спектаклем. Специалисты работают с декарациями, сценой. Смотрят, что и где по спектаклю должно быть расположено. Важно, чтобы сцена, а точнее ее динамические свойства, находились в исправном состоянии.
— В нашей работе память нужна и сила, — отмечает ответственный за участок монтажа — Константин Шибанов.
Есть в САТОБе и свой звуковой участок. Он расположен за зрительными местами, прямо напротив сцены большого зала. Отсюда идет звукозапись спектакля — она пригодится на гостролях и репетициях. Специалист по звуку работает в непосредственном контакте со специалистами по свету и видео.
Партитура — вещь, которая всегда перед глазами помощника режиссера. Она представляет собой схематичную версию всего спектакля. Куда-то вносятся поправки, какие-то части вырезаются полностью.
Звук во время оперы или балета идет из оркестровой ямы. Она обустроена так, чтобы живой звук распределялся на всю площадь зрительного зала. Место дирижера — на переднем плане. Его должен видеть окрестр, ему необходимо быть в курсе того, что происходит на сцене.
В распоряжении оркестра театра практически все возможные музыкальные инструменты — альты, скрипки, виолончели, гобои и даже арфа. Перед спекталкем музыканты настраиваются, проверяют звучание.
Репетиции оркестра ежедневно проходят в отдельном кабинете. Музыканты не только отрабатывают свои навыки на инструментах, но и делают специальные пометки в нотах. Последние, кстати, хранятся в библиотеке театра.
Если оркестр настраивает инструменты, то в хоровом классе артисты то же самое проделывают со своими голосами. Руководит процессом главный хормейстер САТОБа — Ольга Сафронова.
Двигаемся дальше и не можем не обратить внимание на то, что дает о себе знать реставрация театра, начавшаяся в 2006 году и завершившаяся к 2011 — юбилейному году для театра. Уже до спектакля, зритель начинает получать удовольствие от окружающей обстановки.
Помимо большого и малого зала — в театре есть колонный. Нет, спектаклей тут не проводится, однако здесь проходят пресс-конференции и различные другие мероприятия.
Для тех, кто не успел покушать или просто проголодался, в театре открыты два буфета. Один обустроен в зеленых тонах, другой в «персиковых». Выбор цвета ничем не обусловлен, так захотелось автору. Меню самое разное — от экслюзивных сладостей до привычных бутербродов с колбасой.
С открытой зоны театра отправляемся в закулисье. Сразу бросаются в глаза декорации, некоторые из которых впечатляют своими гигантскими размерами. Например, вот этот «фараон» из «Аиды» — одной из известнейших мировых опер.
Или вот эта статуя из оперы Бородина — «Князь Игорь». Ее высота не устапает двухэтажному дому.
Часть декораций делается непосредственно в творческих цехах театра, остальные заказываются в других мастерских. Завозят их с помощью огромного грузового лифта. Самые масштабные с точки зрения декораций — оперы «Аида», «Князь Игорь» и «Борис Годунов». Последняя, к слову, в 1931 году открывала Самарский академический театр оперы и балета (в то время Средневолжскую краевую оперу).
Основная задача художника — сделать так, чтобы декорации получились мобильными и не громоздкими. В том плане, чтобы их легко можно было перемещать. Материалы используются самые разные.
Реквизит готовится за сценой перед спектаклем. Во время нашего визита в театре показывали «Евгения Онегина», поэтому пистолеты, которые держали в руках Онегин и Ленский в момент дуэли, уже находились тут.
В ходе экскурсии мы встречаем несколько артистов. Анна Буслидзе, для которой этот день был ознаменован дебютом в опере «Евгений Онегин», не показывала волнения, а охотно позировала фотографу.
Возле расписания мы встретили ведущего солиста оперной труппы, заслуженного артиста России Василия Святкина, который поделился театральными тайнами:
— Расписание — первое, что узнаешь, приходя в театр. Ведь нужно знать: спектакли, в которых задействован, время репетиций. А вообще, работа у нас не такая простая, как кажется. После серьезного спектакля, 2-3 дня молчать нужно. Одна гневная партия у нас — это как 2 дня у шахтера под землей. Выступления отнимают много сил — после некоторых из них можно потерять до 5 килограммов!
Князь Игорь, Борис Годунов, Аида, Фигаро, Царевич Гвидон — эти и другие персонажи из репертуара театра «одеваются» в основном от «местных «кутюрье». Красочные костюмы, в которых артисты предстают перед зрителями, появляются на свет в пошивочном цехе здания театра.
Процесс пошива начинается с эскизов, подготовленных художником по костюмам. Каждый наряд готовится специально под артиста. Для того, чтобы избежать накладок, тут установлены примерочные. Время пошива одного костюма — от 1 до 10 дней. Все зависит от сложности.
Изготавливаются мастерами Самарского театра и головные уборы сценических героев.
— Художник по костюмам и постановщик рассказывают мне, каким видят персонажа. Свое видение героя предоставляет и артист. Уже зная персонажа и обшую концепцию всего спектакля, зная, что и как выглядит, я беру в работу эскизы и начинаю шить. Обязательно нужно учитывать театральные технологии. Например, для балета необходима легкость, — говорит Ирина Комарова, художник-модельер по головным уборам.
За готовность нарядов перед спектаклями отвечают костюмеры. Как сообщила один из них — Татьяна Холина — все костюмы персонажей развешены в отдельных цехах и задокументированы в специальной тетради. Тоже самое касается обуви, головных уборов, париков.
Весь «ассортимент» одежды артистов пронумерован. Все костюмы расположены согласно тому спектаклю, в котором они задействованы. Поэтому кафтан из «Князя Игоря», на вешалке рядом с нарамником фараона из «Аиды» находиться не может.
Балетный гардероб расположен в отдельной комнате. Там мы повстречали солиста балета — Артема Шалина. На вопрос о том, не жмет ли наряд во время выступлений, он ответил, что при пошиве учитываются индивидуальные особенности артиста, и поэтому дискомфорта не возникает.
Перед спектаклем работа в гримерках, что называется «кипит». Тенор Дмитрий Крыжский уже практически перевоплотился в Ленского, осталось только прическу подправить.
В роли Онегина в этот раз выступает Владислав Куприянов. Мы оказались у него аккурат в момент нанесения грима.
— Эта роль не очень сложная в плане грима. Поэтому еще терпимо. Есть более тяжелый, когда нужно накладывать нос, например. В наше время грим все более приближен к косметике, — делится Валерий.
— Сделать тон — самое основное. Использую пудру, разбавленную на водной основе. Необходимо сделать более выразительными черты лица, чтобы подчеркнуть индивидуальность создаваемого образа. Подготовка артиста к выходу на сцену может занимать большое количество времени, например, создание грима Онегина, занимает 20 минут. Самый легкий способ снять грим — вазелин и лигнин, хотя кто-то использует воду, — выдает секреты своей профессии Ольга Силантьева — супер-гример (Ольга попросила указать ее должность именно так).
Иногда артисты и сами дополняют свой образ. Так, исполнительница партии помещицы Лариной Лия Габриелян к чепчику на голове добавила красивую брошку.
Всего в Самарском академическом театре оперы и балета работает около 700 человек. И все они составляют одну большую команду — от работников сцены и до администрации, потому что делают одно дело, и каждое звено связано с другим.
В завершении отметим, что опера «Евгений Онегин» имела у зрителей большой успех. Гости театра стоя аплодировали артистам.